Европейская мебель. XIX век.
Европейская мебель (1810—1848) характеризуется
новым стилевым направлением, которое позднее получило условное название "бидермейер"
(бидермейер, нем.—бравый господин Мейер)—синоним мещанства (ввел в обиход
поэт Эйхродт). Бидермейер был стилем скромных буржуазных жилищ. По построению
и лаконизму он близок стилю ампир, но лишен его холодности и аристократичности.
На развитие стиля бидермейер большое влияние оказала буржуазная мебель Англии
конца XVIII—начала XIX в.
Стиль бидермейер особенно был распространен
в Германии и Австрии. Мебель стиля бидермейер практична и удобна. Появилась
комбинированная мебель; раздвижные столы, столы с выдвижными и откидными крышками, диваны с плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Разнообразна
корпусная мебель: буфеты, секретеры. Для стиля бидермейер типичен шкаф с одной
дверцей.
Ножки и спинки стульев и кресел снабжены
легким изгибом, спинки большей частью ажурные, сиденья мягкие либо плетеные
. Кровати с простыми гладкими поверхностями головных и ножных щитов, одинаковых
по высоте.
Столы разнообразны по форме и назначению.
Главенствуют круглые столы с многоугольной в сечении фанерованной опорой,
установленной на широкой массивной доске. Делают столы и с тремя-четырьмя
ножками. Ножки, царги и столешницы лишены декора. Для установки комнатных
растений в цветочных корзинах и вазах использовались различные подставки.
В мебели стиля бидермейер широко применяли
технику фанерования, покрывая дверцы и лицевые поверхности мебельных изделий,
а иногда ножки и подлокотники кресел, стульев и диванов строганными вручную
листами фанеры толщиной 2—4 мм. Использовали преимущественно светлые породы
древесины: черешню, грушу, клен, тополь, ясень. Обивали мягкую мебель ситцем
и репсом, которые часто прибивали гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками.
Уже в 20-е годы XIX в. мебель стиля бидермейер
становится разнообразнее и богаче; появляются гнутые ножки, сложные контуры,
возвращаются формы роко-ко. На основе этого возникло новое направление в искусстве
и, в частности, в мебели — неорококо.
Неорококо (1830—1860) зародилось во Франции
и получило название стиля Луи-Филиппа. Неорококо большой популярностью пользовалось
в Австрии. Особенно ценилась мебель венских мастеров, в том числе работы Иогана
Дангаузера.
Наиболее близка по форме к стилю рококо мебель
для сидения. В мебели стиля неорококо были распространены малогабаритные изделия
корпусной мебели. Одностворчатые шкафы сохраняют прямолинейность
в решении основного объема и украшены декором типа рококо. Неорококо отразило
стремление богатейшей буржуазии к роскоши и помпезности. В стиле неорококо
впервые проявляется эклектизм, т. е. механическое соединение форм прошлых
стилей.
Вторая половина XIX в. характеризуется увлечением
стилями прошлого, в результате чего возникли так называемые псевдостили, или
новые стили. В XIX в. еще не было создано стилевой формы, соответствующей
особенностям экономической, социальной и духовной жизни буржуазии. В период
распространения фабричного производства отделяется ремесло от искусства и
на первых порах подлинное художественное начало полностью отсутствует в промышленных
изделиях.
Если ранее все предметное окружение человека
создавали отдельные художники и ремесленники, то с конца XVIII в. в эту область
вторгается машинное производство. Первоначально мебель, изготовленная машинным
способом, была довольно грубой и несовершенной, но она была намного дешевле
и начала вытеснять на рынке более дорогие изделия художников-прикладников
и ремесленников. Художественные качества мебели падают. Чтобы придать машинным
изделиям видимость традиционных произведений прикладного искусства, начали
использовать формы стилей прошлых исторических эпох. Порочность эклектики
в ее оформительском характере, искажении сущности конструкции, технической
формы, противоречии формы изделия его назначению.
Источник:: http://www.webantiq.ru/?id=1321
|